понедельник, 15 января 2018 г.

Формирование лексико-грамматических средств языка в рамках комплексно-тематического планирования образовательного процесса в детском саду.

Формирование лексико-грамматических средств языка в рамках комплексно-тематического планирования 
образовательного процесса в детском саду.

Основные задачи воспитателя по образовательной области «Коммуникация» состоят в следующем:

1) расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления представлений об окружающем;
2) развитие у детей способности применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;
3) автоматизация в свободной самостоятельной речи детей усвоенных навыков правильного произношения звуков, звуко-слоговой структуры слова, грамматического оформления речи в соответствии с программой логопедических занятий.



В задачу воспитателя также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей. Воспитатель наблюдает за проявлениями речевой активности детей, за правильным использованием звуков в собственной речи дошкольников, усвоенных грамматических форм и т. п. В случае необходимости воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка. Исправляя ошибку, не следует повторять неверную форму или слово, указав на сам факт ошибки, нужно дать речевой образец и предложить ребенку произнести слово правильно. Важно, чтобы дети под руководством воспитателя научились слышать грамматические и фонетические ошибки в своей речи и самостоятельно исправлять их, для этого воспитатель привлекает внимание ребенка к его ре­чи, побуждает к самостоятельному исправлению ошибок. Если диалог воспитателя с ребенком носит ярко эмоцио­нальный характер, не всегда целесообразно прерывать речь ребенка для исправления ошибок, предпочтительнее использовать «отсроченное исправление». Речь воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми на­рушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной. Следует избегать при обращении к детям сложных инвертированных конструкций, повторов, вводных слов, усложняющих понимание речи.

 Особое внимание воспитателя должно быть обращено на детей, имеющих в анамнезе четко выраженную неврологическую симптоматику и отличающихся психофизиологической незрелостью. В этих случаях возможно при переходе на более сложные формы речи возникновение запинок, на которых не следует фиксировать внимание детей. О таких проявлениях необходимо незамедлительно сообщить логопеду.

Воспитатель должен уделять внимание формам работы, стимулирующим инициативу, речевую активность, способ­ствовать снятию отрицательных переживаний, связанных с возможным дефектом речи.

Таким образом, воспитатель обязан хорошо знать реальные и потенциальные способности дошкольников, тщательно изучать, что ребенок умеет делать сам, а что может сделать с помощью взрослого.

Процесс усвоения родного языка, совершенствования формируемых в процессе НОД речевых навыков тесным образом связан с развитием познавательных способностей, эмоциональной и волевой сферы ребенка. Этому способствует умелое использование всех видов активной деятельности детей: игры, посильный труд, разнообразные занятия, направленные на всестороннее (физическое, нравственное, умственное и эстетическое) развитие.

В процессе воспитания важно организовать возможность межличностного общения детей, совместные игры. У дошкольников при этом формируются и закрепляются не только коммуникативные умения, но и создается положительный фон для регуляции речевого поведения.

Основой для проведения занятий по развитию речи слу­жат постепенно расширяющиеся знания детей об окружающей жизни в соответствии с комплексно-тематическим принципом организации образовательного процесса («Поме­щение детского сада», «Профессии», «Одежда», «Посуда», «Продукты питания», «Игрушки», «Осень», «Овощи», «Фрукты»…).

В дидактических играх с предметами дети усваивают названия посуды, одежды, постельных принадлежностей, игрушек. Дошкольники ведут элементарные наблюдения за явлениями природы, выделяют характерные признаки времени года.

Собственно речевым навыкам предшествуют практические действия с предметами, самостоятельное участие в различных видах деятельности, активные наблюдения за жизненными явлениями. Каждая новая тема начинается с экскурсии, рассматривания или беседы по картинке.

Необходимым элементом при прохождении каждой новой темы являются упражнения по развитию логического мышления, внимания, памяти. Широко используется сравнение предметов, выделение ведущих признаков, группи­ровка по ситуации, по назначению, по признакам и т. д., выполнение заданий по классификации предметов, действий, признаков (с помощью картинок).

Формирование лексического запаса и грамматического строя в процессе совместной деятельности воспитателя и детей осуществляется поэтапно:

а) дети знакомятся непосредственно с изучаемым явле­нием;

б) дети с помощью отчетливого образца речи воспитателя учатся понимать словесные обозначения этих явлений;

в) воспитатель организует речевую практику детей, в которой закрепляются словесные выражения, относящиеся к изучаемым явлениям.

Значимость перечисленных этапов различна в каждом периоде обучения. Сначала ведущими являются такие фор­мы работы, как ознакомление с художественной литерату­рой, рассматривание картин и беседы по вопросам, повто­рение рассказов-описаний, использование воспитателем дидактических игр. Особое внимание уделяется обучению детей умению точно отвечать на поставленный вопрос (одним словом или полным ответом). 

При изучении каждой темы намечается тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети должны усвоить сначала в понимании, а затем и в практическом употреблении. Словарь, предназначенный для понимания речи, должен быть значительно шире, чем для активного использования в речи. Необходимо уточнить с логопедом, какие типы предложений должны преобладать в соответствую­щий период обучения, а также уровень требований, предъ­являемых к самостоятельной речи детей.

При планировании и проведении непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» необходимо использовать функциональный подход, предполагающий формирование в сознании ребенка прочной взаимосвязи между реальной жизненной ситуацией и способом ее обозначения. Такой подход обеспечивает естественную мотивацию усвоения грамматических норм родного языка, развивает у ребенка как языковую, так и коммуникативную компетенцию, помогает малышу понять, что язык – это наиболее подходящий инструмент для решения различных жизненных задач.

В системе НОД необходимо реализовывать концентрический принцип подачи лингвистического материала, то есть регулярный возврат к работе над различными подсистемами языка: словоизменительной, словообразовательной, синтаксической – но уже в более сложных речевых условиях. 

Весь учебный процесс условно делится на два этапа. На первом этапе основное внимание уделяется словоизменительной системе русского языка, словообразовательный аспект является вспомогательным. На втором этапе ведущая роль отводится словообразованию. Вся работа по формированию морфологических умений проводится на синтаксической основе. Из предложений ребенок извлекает языковой материал для анализа, в предложении происходит отработка и совершенствование усвоенных словообразовательных и словоизменительных навыков. При этом внимание ребенка наилучшим образом фиксируется в виде произносительного акцента на грамматических признаках русской речи: 

- на определенной морфеме (приставке, суффиксе), являющейся основой словообразования; 

- на окончаниях слов, выражающих различные грамматические значения (падежа, числа, рода, лица) в словосочетаниях; 

- на способе связи слов в предложениях (окончания слов, предлоги, союзы, порядок слов). 

Образовательный процесс имеет четкую коммуникативную направленность. Усваиваемые ребенком элементы языковой системы должны включаться в непосредственное общение. Детей учат применять отработанные в процессе НОД речевые операции в аналогичных или новых ситуациях, творчески использовать полученные навыки в различных видах деятельности.

Лексико-грамматический аспект данного вида непосредственно образовательной деятельности включает:

· развитие понимания речи: умение вслушиваться в обращенную речь и выделять названия предметов, действий, признаков; правильное восприятие обращенных вопросов, выполнение соответствующих инструкций; различение семантического значения слов, разных грамматических категорий слов, соотнесение пространственных характеристик со значением простых и некоторых сложных предлогов; понимание разницы в значении слов, связанной с изменением морфемных элементов (окончаниями, суффиксами, приставками) и т.п.;

· уточнение и расширение словарного запаса; формирование навыков употребления различных частей речи, слов, выходящих за рамки обиходного словаря; овладение навыками группировки слов по различным признакам и качествам, средствами антонимии и синонимии; развитие способности к пониманию и употреблению слов и выражений с переносным либо с отвлеченным значением и т.п.;

· формирование понятий, начиная с достаточно простых, обобщающих, (игрушки, посуда) до более конкретных, дифференцированных (одежда – летняя, зимняя и т.д.);

· формирование практических навыков словоизменения и словообразования: образование слов с уменьшительным и с увеличительным значением, глаголов с различными приставками (на-, вы- по-), качественных, относительных и притяжательных прилагательных, сравнительной степени прилагательных, сложносоставных слов; овладение умением изменять части речи по грамматическим категориям; согласование слов в составе словосочетания и предложения; употребление в речи простых, а затем и сложных предлогов с соблюдением правил грамматического оформления фразы;

· обобщенное значение слов;

· развитие умения сравнивать слова по длине (короткие и длинные слова);

· употребление притяжательных местоимений мой – моя в сочетании с существительными мужского и женского рода;

· понимание и употребление в речи глагольных форм разного наклонения, времени (настоящего, прошедшего и будущего) и лица;

· овладение навыками составления простых предложений и их последующее распространение за счет введения однородных подлежащих, сказуемых и впоследствии – дополнений и определений по вопросам, демонстрации действия, по картинке, по наглядно-графической модели;

· обучение самостоятельной постановке вопросов и подготовка к овладению диалогической формой речи.

Содержание работы по развитию связной речи направлено на:

· обучение детей построению самостоятельных высказываний;

· отработку навыков построения различных типов предложений;

· формирование умения объединять несколько фраз в рассказ, выделять начало, середину (кульминацию) и логическое завершение сюжетной линии текста, осознавать роль главных персонажей и действий, ими совершаемых, устанавливать логическую и временную последовательность между событиями;

· обучение детей умению передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности;

· обучение связному и логическому изложению содержания текстов, составлению рассказов по картине и серии картин, описанию предметов и объектов с постепенным включением в процесс рассказывания творческих элементов (составление рассказов с частичным изменением сюжетной линии, с заменой (полной или фрагментарной) действующих лиц, с элементами рассуждений, с добавлением фантазийных элементов сюжета, не имеющих аналогов в реальной действительности). Работа по составлению рассказов и пересказов проводится с опорой на картины, серии сюжетных картин, графические схемы и планы, карточки-символы для обозначения качеств и свойств описываемых предметов, по вопросному плану и т.д.;

Комментариев нет:

Отправить комментарий