Одной из актуальных проблем современной логопедии является
совершенствование практических приёмов и методов по предупреждению и устранению
дефектов речи у дошкольников, что способствует предотвращению школьной
неуспеваемости.
Эффективность логопедической работы в значительной мере
определяется тем, как сам ребенок участвует в процессе ее проведения, какая ему
при этом отводится роль, какова степень ее инициативности. Закрепление любого
навыка требует систематического повторения, чтобы у ребенка не пропал интерес к
выполняемой работе. Предпосылкой успеха является создание благоприятных
условий. Нужно вовлечь ребенка в активный процесс, создать соответствующий
эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение к
занятиям. (Приложение: «Варианты проведения организационных моментов занятия»).
В
своей работе я очень часто использую различные игры и упражнения по развитию
речи детей. Игры и упражнения использую как на занятиях, так и индивидуально. На
логопункте предусмотрено тематическое планирование занятий, т.е. в течение
недели изучается определенная лексическая тема, например «Дикие животные» - по
этой теме уточняем, обогащаем, активизируем словарь, а так же развиваем связную
речь детей, а это не всегда интересно, поэтому использую игры и упражнения по
развитию речи. К каждой лексической теме подобраны и изготовлены
соответствующие игры, которые помогают детям более успешно запомнить
предложенный материал. (Приложение: «Дидактические
игры по темам»). А также использую дидактические игры, сделанные своими
руками, кукольный и пальчиковые театры, логопедические куклы: Колобок – желтый бок, Душечка – Марфушечка (с
двойным лицом) и др.. Особенно дети любят Царевну – Лягушку (особенность этого пособия
заключается в том, что дети могут самостоятельно “управлять” языком этой игрушки,
так как язык сшит по принципу широкой варежки). Это позволяет детям:
- легко
усвоить правильное положение органов артикуляции при произношении необходимого
звука;
- выработать
ловкость и умение управлять своим языком;
- самостоятельно
без труда находить допущенные ошибки при выполнении артикуляционных
упражнений;
- повысить
интерес к выполнению артикуляционной гимнастике;
- сократить
сроки подготовительного этапа;
- воспитывать
уверенность;
- развивать
память, внимание, самоконтроль и заинтересованность в достижении конечного
результата.
«Сухое»
объяснение артикуляции и скучные
тренировочные упражнения утомительны и малодоходчивы для детей. Поэтому артикуляционные
движения преподносятся детям в виде разных «песенок», которые поет Веселый
язычок. Образцы артикуляции звуков, даваемые детям, доступны их пониманию и
соответствуют действительности. «Песенки» связываются со зрительными
картинками-символами, так как это эффективные вспомогательные средства.
Рассказы Веселого Язычка стимулируют развитие правильного звукопроизношения по
подражанию. Игры и игровые упражнения помогают детям развивать умение
правильно, длительно произносить изолированный звук (кроме взрывных, которые
произносятся кратко), четко произносить и выделять его голосом в слове,
говорить в нормальном темпе фразы с этим звуком.
Многократное
повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. У него
снижается интерес к занятиям. Отсутствие заинтересованности, в свою очередь,
ведет к снижению результативности коррекционной работы. Чтобы повысить интерес
детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания,
достаточное количество дидактического материала. Использование различных
игровых приемов и упражнений позволит решить сразу несколько задач:
·
пробудить в ребенке желание самому
активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
·
активизировать процессы восприятия,
внимания, памяти, мышления;
·
развивать общую и мелкую моторику;
·
развивать глазодвигательные функции;
·
формировать графомоторные навыки;
·
формировать навыки ориентировки (в
схеме тела, в пространстве, на плоскости);
·
оптимизировать процесс автоматизации за
счет включения в работу слухового, двигательного, кожно-кинестетического,
зрительного анализаторов;
·
расширить и обогатить диапазон игровых
умений и навыков;
·
повысить познавательную активность и
работоспособность детей;
·
плавно регулировать поведенческие
трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
Игровые
приемы на занятии я подбираю с учетом здоровьесбережения ребенка:
·
чередование работы на горизонтальной и
вертикальной поверхностях,
·
расположение материала вблизи и вдали,
·
частая смена динамических поз,
·
работа в движении.
Занятия
часто начинаю с элементов игры, сюрпризных моментов — неожиданного появления
игрушек, вещей, прихода «гостей» и пр. (Приложение).
Это заинтересовывает и активизирует малышей. Однако, когда впервые выделяют
какое-то свойство и важно сосредоточить на нем внимание детей, игровые моменты
могут и отсутствовать.
При
чтении и рассказывании художественных произведений логопед может использовать
такие приемы, которые помогают детям понять и, следовательно, лучше усвоить
текст, обогащают речь детей новыми словами и грамматическими формами, т.е. дают
им новые знания об окружающем мире.
Эти приемы следующие:
1) объяснение
непонятных детям слов, встретившихся в тексте;
2) введение
слов — этических оценок поступков героев;
3) привлечение
внимания детей к грамматическим конструкциям текста, замена их синонимическими
конструкциями;
4) сравнение
двух произведений, из которых второе продолжает и уточняет этическую тему,
начатую в первом, или противопоставляет поведение в сходных ситуациях двух
героев — положительного и отрицательного.
В логопедической
работе следует применять и использовать приёмы: игровые, наглядные, словесные.
В информационно
– рецептивный метод включаются следующие приемы:
> рассматривание;
> наблюдение;
> экскурсия;
> образец логопеда;
> показ логопеда.
Словесный метод включает в себя:
> беседу;
> рассказ, искусствоведческий
рассказ;
> использование образцов
педагога;
> художественное слово.
Методы
и приемы коррекционного обучения должны не только соответствовать интересам
детей, их потребностям в игре, но и обеспечивать интеллектуальное развитие
ребенка, тренировку его мысли и ума.
Наглядные
приемы - показ игрушек, картинок, иллюстраций в книгах,
действий - способствуют формированию элементарных понятий, расширению знаний об
окружающем мире и развитию способности к обобщению.
В
логопедической практике используется прием одновременного произношения звука и
написания буквы, обозначающей этот звук (писание и говорение). Детям, не
умеющим писать, предлагается произносить звук и совершать простые действия.
Например, произносить звук [ж] и шевелить пальчиками («летит жучок, жужжит и
машет крылышками»), произносить звук [р] и быстро барабанить пальчиками по
столу (так стучит наш язычок по «бугорочкам»), произношение звука [ш] сочетать
с движением согнутой ладони («ползет и шипит змея»).
Из
словесных приемов можно выделить следующие: словесный
образец; одновременное произнесение звука ребенком и логопедом; повторение; объяснение;
указание; словесные упражнения; вопрос как стимул речевой активности ребенка;
оценка детской речи.
Игровые
приемы реализуются в использовании различных персонажей,
сказочных сюжетов, театрализации, инсценирования (произнесение фраз от имени
персонажей или зверей), слов-перевертышей, намеренных ошибок, в эмоциональной
подаче материала. Дети очень любят исправлять «ошибки», допущенные взрослым или
каким-либо персонажем, учить сказочных
гостей, выступать в какой-либо роли.
Занятия
должны содержать максимум информации, которая способствует обогащению памяти
детей образами и представлениями. Разнообразие заданий, быстрый темп проведения
занятий препятствуют утомлению, развивают переключаемость внимания и позволяют
поддерживать интерес детей на протяжении всего занятия.
Для
успешного преодоления неблагоприятных моментов, большую помощь может оказать
использование игровых приемов и форм работы. Поэтому лучше всего объединить игровой
материал по коррекции звукопроизношения с одновременной тренировкой тонких
движений пальцев рук, позволяющих многократно повторять поставленный звук
изолированно, в слогах и словах, и обогащением словаря колоративной лексикой.
Чтобы механизм взаиморегуляции двигательной и речевой функции “сдвинул” речевое
развитие в позитивном направлении, можно использовать игровой прием “Пианино”.
В индивидуальной тетради ребенка записать чистоговорку, набросать рисунок к ней
и нарисовать пять “клавиш”. Ребенок, четко артикулируя, неоднократно произносит
чистоговорку, последовательно прижимая пальцы рук к “клавишам”. А затем, во
время выполнения домашнего задания, раскрашивает и “клавиши”, и рисунок.
Использую
игры на развитие речевого дыхания и
воспитания воздушной струи, сказочные истории по артикуляционной гимнастике,
“компьютерные” игры по автоматизации поставленных звуков изолированно в словах
и слогах, включением в занятия игр - сказок, воспитывающих выразительность речи
и умение изменять тембр голоса.
Опыт показывает, что использование
игровых приёмов в работе с детьми способствует наилучшему усвоению знаний детей,
а более успешному выполнению заданий способствует создание игровых ситуаций.
Комментариев нет:
Отправить комментарий